610020, Киров ул. Профсоюзная 41 а
+7 (8332) 41-77-11

Преподавание географии в 5 классе: опыт работы С.А. Жвакиной, учителя МБОУ ООШ № 19; В.В. Подлевских, учителя МБОУ СОШ с УИОП № 60 города Кирова

10.11.2021г на дистанционном семинаре был представлен опыт учителей географии города Кирова.

В составе работы временного творческого коллектива по теме «Музейная педагогика в практике работы учителя географии» Светланой Александровной Жвакиной разработан обобщающий урок в 5 классе по теме «Земля – планета Солнечной системы».

В процессе поиска новых форм и технологий организации учебного процесса в условиях реализации системно-деятельностного подхода в обучении географии важно обратить внимание на использование эффективных приёмов новой отрасли педагогической науки – музейную педагогику. Музейная среда всё чаще используется как фактор обучения, источник информации, средство наглядности и форма организации педагогического процесса.

У учителей географии есть уникальная возможность использовать ресурсы музея как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Музейная педагогика оказывает неоценимую помощь в процессе обучения и воспитания. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея на учащихся. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности.

Работа по формированию музейной коммуникации организуется педагогом в следующих направлениях:

      • социальное партнерство с музеями города (экскурсии),
      • работа с историческим и художественным материалами,
      • посещение выставок и экспозиций,
      • подготовка экспозиций по темам урока или цикла уроков,
      • создание виртуальных экскурсий,
      • подготовка учебных проектов, работа с мультимедиа и КТ-технологиями.

 

Учитель познакомила с личными подходами в организации занятий. Процесс интеграции музейного дела и образования она реализует по этапам:

Информирование — это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция или консультация.

Обучение — вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации.  Обучение в музее предполагает получение дополнительных, знаний, основанных на знакомстве и изучении предметов — подлинников.

Развитие творческих начал — третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности.

Экскурсии в музей или включение музейного экспоната в образовательный процесс позволяют «оживить» географию в сознании учащихся, способствуют расширению естественнонаучного и культурологического кругозора школьников.  Так же Светлана Александровна презентовала конспект урока «Земля – планета солнечной системы» с использованием приемов музейной педагогики.

Представленный опыт работы Валентины Витальевны Подлевских основан на участии во временном творческом коллективе по теме «Урок географии с применением дистанционных образовательных технологий»

Учитель познакомила коллег с приемами работы используемыми на уроках географии, а также представила разработанный конспект урока по теме «Внутреннее строение земли. Земная кора» 5 класс.

В практике работы учителя основной формой обучения с применением дистанционных образовательных технологий является передача обучающимся учебных материалов, тренировочных и контрольных заданий с помощью электронной почты. Педагог использует ресурсы учебных сайтов и платформ, содержание которых не противоречит образовательным и воспитательным задачам, которые определены в государственном стандарте образования РФ. Результаты деятельности детей оцениваются регулярно, дистанционно, объективно, оценки проставляются учителем в электронный журнал.

На примере дистанционного урока географии в 5 классе на тему «Внутреннее строение Земли. Земная кора» Валентина Витальевна показала, как используются электронные ресурсы продемонстрировав конкретные примеры работы учителя по решению проблемы эффективного использования приемов дистанционного обучения как средства организации познавательной деятельности обучающихся.

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению работы организации?