Областное методическое объединение педагогических работников дошкольного образования определило главную тему образовательной деятельности – формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста.
Окружное методическое объединение педагогов дошкольного образования осуществляет свою деятельность согласно данному направлению.
В связи с этим 9 ноября 2022 года на базе МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова был проведен окружной онлайн-семинар «Развитие предпосылок к формированию функциональной грамотности у дошкольников 5-7 лет».
Слушателями мероприятия стали руководители и педагоги детских садов города Кирова, Кирово-Чепецка, Зуевского, Унинского, Куменского районов в количестве 107 человек!
Семинар проводил Алексей Геннадьевич Симонов, методист ЦНППМ КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», психолог, член Федерации психологов образования России.
Композиция семинара состояла из трёх блоков:
-
- блок практических заданий для слушателей № 1,2,3;
- блок базовых представлений о читательской, математической, естественно-научной грамотности;
- блок анализа инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Вераксы Н.Е., Дорофеевой Э.М., Комаровой Т.С.) с позиции развития предпосылок к формированию функциональной грамотности.
Блок базовых представлений раскрывал основные компетенции (умения), которые входят в тот или иной вид грамотности. При этом был сделан необходимый акцент на возрастных особенностях восприятия, мышления, речи, практических действий дошкольников.
Анализ инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» показал как содержательный компонент образовательных областей «работает» на развитие предпосылок к формированию основных видов функциональной грамотности. Были рассмотрены умения, включенные в образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Практические задания основывались на анализе стихотворения «Повар Ёжка» (Невесёлая Е., 2006), в ходе которых демонстрировались приёмы работы с содержанием произведения как материалом для развития предпосылок к формированию читательской, математической, естественно-научной грамотности.
В заключении А.Г. Симонов отметил, что это была первая попытка разобрать данную непростую тему и остались нераскрытыми вопросы: развития необходимых мыслительных операций; системы работы по развитию предпосылок в ДОУ, принципы отбора материала и т.д.