На семинаре-практикуме Татьяна Владимировна Козырева, заведующий, Светлана Борисовна Буркалова, старший воспитатель и Марина Владимировна Сенникова, учитель-логопед выделили основные моменты по формированию грамматически правильной речи у дошкольников:
1. Создание языковой среды. Для того чтобы ребенок начал правильно говорить, ему необходимо слышать правильную речь вокруг себя. Важно, чтобы взрослые говорили с ребенком на литературном языке, избегая грубых ошибок и жаргона. Дети подражают взрослым, поэтому важно следить за тем, что они слышат.
2. Чтение книг. Чтение детских книг вслух помогает ребенку знакомиться с правильным построением фраз и предложений. Книги содержат разнообразные примеры использования языковых структур, что способствует развитию речи. Регулярное чтение развивает не только лексикон, но и грамматические навыки.
3. Игровые упражнения. Игры являются отличным способом научить ребенка грамматике. Например, можно использовать игры на подбор синонимов, антонимов, составление предложений из предложенных слов, изменение времени глаголов и т.д. Играя, дети легче усваивают правила языка.
4. Повторение и закрепление. Регулярные повторения помогают закрепить усвоенные знания. Педагоги и родители должны поощрять детей повторять правильные формы слов и предложений, исправлять ошибки и объяснять, почему та или иная форма неверна.
5. Работа над звукопроизношением. Правильное произношение звуков также играет важную роль в развитии грамматической стороны речи. Если ребенок неправильно произносит звуки, это может повлиять на его способность строить предложения и употреблять слова в нужной форме.
6. Развитие слухового восприятия. Умение различать звуки и интонации помогает детям понимать структуру языка и правильно строить свои высказывания. Упражнения на слуховое восприятие, такие как определение звука в слове или повторение услышанных фраз, способствуют улучшению грамматики.
7. Индивидуальный подход. Каждый ребенок развивается в своем темпе, поэтому индивидуальный подход очень важен. Некоторые дети быстрее осваивают грамматику, другим требуется больше времени и поддержки. Важно учитывать особенности каждого ребенка при разработке образовательных программ.
Воспитатели детского сада провели открытые занятия с детьми подготовительной группы. Наталия Вениаминовна Зыкина — «Наш город», с целью закрепления навыков правильного употребление дошкольниками лексико-грамматического строя речи в рамках лексической темы. Светлана Олеговна Павлова — «Обычаи и традиции русской семьи» с целью совершенствования навыка у дошкольников составления краткого творческого рассказа по лексической теме.
Воспитателями: Натальей Викторовной Ковязиной, Жанной Сергеевной Лаптевой, Яной Александровной Нечаевой, Мариной Владимировной Сенниковой, учителем-логопедом, Екатериной Александровной Маныловой, педагогом-психологом был организован и проведен аукцион педагогических идей. В ходе аукциона участники представили дидактические игры: «В гости к машине», «Маша, Миша и облако», «Парковка», «Грамматические лупы», упражнения: «Парные картинки», «Нейроперчатки», и пособия: Лепбук «Игры по формированию лексико-грамматического строя речи», интерактивный альбом «Все предлоги», направленные на формирование грамматически правильной речи у дошкольников.
Такой формат позволил участникам поделиться опытом, а слушателям семинара-практикума получить вдохновение для профессионального роста.
Окружной семинар-практикум помог педагогам узнать новые подходы и улучшить качество своей работы.