610020, Киров ул. Профсоюзная 41 а
+7 (8332) 41-77-11

Успешная адаптация к образовательному учреждению

В предлагаемый вниманию педагогов аннотированный библиографический список включены статьи из периодических изданий группы Актион-МЦФЭР по вопросам адаптации к образовательному учреждению. Авторы публикаций анализируют острые проблемы, возникающие при реализации этой задачи. Указанные в списке материалы касаются адаптации к образовательному процессу воспитанников детских садов, школьников и педагогов.

Включенные в список статьи содержат консультативные материалы, методические рекомендации и описания диагностических методик для оценки степени адаптации и выявления препятствующих ей причин.

Абазян Е. Как заполнять лист психологической адаптации дошкольника / Е. Абазян, В. Садчикова, В. Морозова, И. Труховая, Т. Шуйская // Справочник педагога-психолога. Детский сад. — 2017. — № 8.
Как собрать данные, которые позволят сделать выводы о степени адаптации дошкольника к детскому саду? Авторы публикации советуют воспользоваться для этого листом психологической адаптации дошкольника. Официальной утвержденной формы листа нет, поэтому они предлагают. примерный готовый вариант.

Адаптация детей к школе // Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах. — 2016. — № 8.
Анализируются причины низкой успеваемости и плохого поведения приемных детей. Предлагаются способы решения проблем.

Барыбина И. А. Три этапа работы с молодым педагогом / И. А. Барыбина // Справочник педагога-психолога. Школа. — 2016. — № 12
Одно из направлений деятельности педагога-психолога — сопровождение молодых педагогов и оказание помощи в организации наставничества. Психологическое сопровождение поможет педагогам адаптироваться в коллективе, преодолеть психологические барьеры, выстроить позитивные взаимоотношения с администрацией, коллегами, родителями, детьми.

Важенина Ж. О чем говорить на собрании родителям первоклассников / Ж. Важенина // Справочник педагога-психолога. Школа. — 2018. — № 8.
Выступите перед родителями на собрании и расскажите им, как они могут помочь своему ребенку адаптироваться к школе. В статье – информация для выступления и раздаточные материалы.
.
Гут Ю. Н. Особенности работы с леворукими детьми / Ю. Н. Гут // Справочник педагога-психолога. Детский сад. — 2016. — №12
Часто, чтобы адаптировать ребенка в жизни, взрослые стремятся «подогнать» его под общие стандарты. Больше других такому перевоспитанию подвергаются леворукие дети. Правильно ли это? Надо ли их переучивать? Как и чем в первую очередь необходимо помочь леворукому ребенку?

Клюева О. В. Что надо знать родителям об адаптации детей к детскому саду / О. В.. Клюева // Справочник педагога-психолога. Детский сад. — 2016. — № 9.
Ребенок первый раз пошел в детский сад. Это стрессовая ситуация для всей семьи. Не все родители знают об этапе адаптации ребенка среди других людей, новых предметов и в новом жизненном пространстве. Об этом и многом другом на консультации родителям должен рассказать педагог-психолог детского сада.

Кочеткова Г. Как адаптировать ребенка с расстройствами аутистического спектра в школе / Г. Кочеткова // Управление начальной школой — 2017.-№ 3.
Когда организуете учебное пространство, разделите класс на зоны, промаркируйте значимые для ученика предметы, создайте визуальные подсказки. Если обучающийся утомляется на уроке, меняйте чаще виды деятельности. Чтобы правильно организовать время, используйте расписание и календарь.

Кучкарова Р. Как адаптируются в социуме дети разных возрастов / Р. Кучкарова // Справочник классного руцководителя. — 2016. — № 8.
Взрослея, ребенок сталкивается с кризисами и периодами дезадаптации. Развитие человека подразделяется на возрастные этапы. Они созданы, чтобы отслеживать норму и отставание в развитии. Каждому возрасту свойственна своя социальная драма периода, о которой нужно знать, чтобы выстроить общение с ребенком и помочь ему адаптироваться.

Москаленко И. Психологическая готовность ребенка к школе: что должны помнить учитель и родители / И. Москаленко // Справочник классного руководителя. — 2016. — № 10.
Психологическая готовность – комплекс психических качеств, которые необходимы ребенку для успешного обучения. Она складывается из ряда компонентов. Воспользуйтесь критериями оценки, чтобы проверить, готов ли ребенок к учебе. Несформированность готовности к школе имеет ряд причин, для каждой – свой способ решения проблемы.

Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования — на основную:Письмо Минобразования России от 21.05.2004 № 14-51-140/13 // Материал из Справочной системы «Образование» — https://vip.1obraz.ru/#/document/99/901904545 — дата доступа 02. 08. 2018
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием.

Попова Т. 10 упражнений, которые помогут ученикам преодолеть постканикулярный синдром / Т. Попова // Управление начальной школой. — 2018.- № 7.
После продолжительных каникул у детей возникает постканикулярный синдром – снижаются мотивация и работоспособность. Проведите в начале учебного года встречу с родителями учеников, чтобы показать, как можно быстро, успешно и без психологических травм помочь ребенку. Раздайте родителям инструкцию и выполните вместе с ними задания, которые родители смогут дать своему ребенку. На встречу пригласите педагога-психолога.
Рогач М. Как адаптировать первоклассника в школе / М. Рогач // Управление начальной школой. — 2017. — № 9.
Какие существуют этапы адаптации, как учителю работать с родителями первоклассников в период адаптации. Предложены упражнения «Гимнастики мозга» для детей и образец календаря настроения, который первоклассники заполняют каждый день.
Степанова Т. Занятия «В школу с радостью» помогут будущим первоклассникам легче адаптироваться к школе / Т. Степанова // Справочник классного руководителя. — 2018.- № 5.
Занятия помогут психологически подготовить детей к школе, развить внимание, память, снизить тревожность.

Субботина С. Сценарий классного часа, чтобы адаптировать первоклассников к совместной учебе / С. Субботина // Управление начальной школой. — 2018. — № 7.
Классный час «Мой класс – мои друзья» проведите в начале учебного года. Разыграйте с учениками сценку «Про слона Егория». Раздайте старшеклассникам слова и подготовьте костюмы. Пригласите старшеклассника, чтобы прочитал стихотворение. Чтобы закрепить материал,
ученики на классном часе выполняют задания на карточках.

Устинова Н. Ребенок пошел в первый класс: как помочь адаптироваться / Н. Устинова // Справочник классного руководителя. — 2016. — № 8.

Якубовская Ю. Чему учить пятиклассников чтобы им было проще адаптироваться к основной школе / Ю. Якубовская, М. Ряховская, Е. Брилинг / Справочник педагога-психолога. Школа. — 2017. — № 11.
Предлагаем готовую программу социально-психологической поддержки пятиклассников с упражнениями и играми, чтобы помочь учащимся безболезненно адаптироваться к основной школе.

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению работы организации?