Рабочая программа модуля «Организация педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи» (для педагогов всех категорий). Цель программы модуля: повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере взаимодействия с семьей.
Семья в современных социально-экономических условиях продолжает оставаться основным институтом социализации Совершенствование взаимодействия семьи и школы невозможно без учета тех изменений, которые семья претерпела за последние годы. Изменения к ее структуре, социальном и материальном положении сказались на взаимоотношениях семьи и школы. В силу разных причин (различный общеобразовательный и культурный уровень родителей, их социальный и финансовый статус, трудности воспитания детей и т.п.) родители стали более требовательны к учителям: они критически относятся ко всему, что предлагает школа, строже оценивают действия педагогов. Эти обстоятельства актуализируют проблему совершенствования взаимодействия школы и семьи.
Педагогическое взаимодействие школы с семьями учащихся должно отвечать родительскому запросу. Родители должны выступать как субъекты скоординированных усилий со школой, как участники учебно-воспитательного процесса, как носители общественного мнения и общественного контроля за качеством работы учебного заведения. Закономерно возникает вопрос об интеграции взаимодействия школы и семьи, об активизации совместной деятельности в процессе воспитания детей.
Анализ научной, практической и методической литературы свидетельствует, что в настоящее время уделяется повышенное внимание проблеме эффективности взаимодействия школы и семьи. В связи с эти возникает необходимость более качественной подготовки педагогов школы, способных осуществлять на практике взаимодействие с семьями школьников во всех сферах образовательного процесса.
Цель программы модуля: повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере взаимодействия с семьей.
Задачи программы модуля:
• сформировать представления о семье как системе;
• раскрыть психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и образовательного учреждения;
• развить навыки организации традиционных и нетрадиционных форм и методов взаимодействия с семьей;
• рассмотреть трудности, возникающие у субъектов взаимодействия (родителей и учителей) в процессе общения и пути их преодоления.
Модуль адресован руководителям, педагогам, социальным работникам, психологам образовательных учреждений.
Объем модуля «Организация педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи» составляет 20 часов: 6 часов лекционных занятий, 14 часов практических занятий.
В результате освоения модуля слушатели будут знать:
• особенности семейного воспитания;
• проблемы организации педагогического взаимодействия на современном этапе развития системы образования;
• основные направления организации педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи;
• систему организации работы педагога с семьей учащегося.
В результате освоения модуля слушатели будут уметь:
• прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути его развития; предвидеть возможные трудности во взаимодействии с семьей;
• организовывать межличностные контакты, общение и совместную деятельность детей и взрослых;
• осуществлять индивидуальный подход на основе знания конкретных особенностей семьи;
• использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании.
Владеть:
• технологией организации процесса взаимодействия с родителями школьников;
• навыками организации различных форм и методов работы с семьей, осуществлять педагогическое руководство и оказывать действенную помощь родителям;
• методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.