610020, Киров ул. Профсоюзная 41 а
+7 (8332) 41-77-11

Развитие УУД обучающихся в рамках креативной иноязычной образовательной среды в условиях реализации ФГОС НОО и ООО

«Развитие универсальных учебных действий обучающихся в рамках креативной иноязычной образовательной среды в условиях реализации ФГОС НОО и ООО»

(для учителей иностранных языков)

Автор программы:
Головань Ирина Владимировна –  к.п.н., учитель иностранных языков
высшей квалификационной категории   МБОУ ЛГ города Кирова

В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в систему школьного образования в целом и языкового в частности возникла необходимость решения новых задач, среди которых одной из очень значимых является задача формирования личностных качеств индивида как активного субъекта учебно-познавательной коммуникативной деятельности в процессе обучения любой учебной дисциплине, в том числе иностранному языку (ИЯ).
Так как приоритетным направлением ФГОС является реализация развивающего потенциала общего образования, поэтому одной из целей внедрения стандартов в образовательное пространство общеобразовательных учреждений правомерно считать формирование и развитие у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих «умение учиться», способность личности к непрерывному образованию в течение всей жизни, индивидуальному самовыражению, самореализации в будущей профессиональной деятельности, к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Реализация данной цели становится возможной в контексте креативной иноязычной образовательной среды, создание которой связано с учетом методико-дидактического принципа креативности (А.А. Леонтьев) в обучении ИЯ, что положительно скажется на формировании коммуникативной компетентности учащихся, достижения целей обучения ИЯ, а также на формировании креативных и субъектных качеств личности обучающихся.
Креативная иноязычная образовательная среда, в рамках которой происходит формирование и развитие УУД, обладает такими характеристиками, как: коммуникативная, развивающая и воспитывающая, деятельностно-ориентированная и личностно-ориентированная, социокультурная, исследовательско-поисковая, информационная, субъектная [18].
Создание креативной иноязычной образовательной среды в процессе обучения ИЯ включает в себя ряд системообразующих элементов, среди которых: опора на принцип креативности в урочной и внеурочной деятельности, готовность педагогов к инновационной деятельности, к использованию эффективных образовательных технологий, к продуктивному взаимодействию с учащимися, предпочтение в системе оценивания результатов деятельности обучающихся содержательной оценки.
Готовность к инновационной деятельности наряду с коммуникативными, личностными, организаторскими, конструктивными качествами является одним из важнейших профессиональных качеств современного педагога, которое необходимо для успешной реализации ФГОС нового поколения в целом и формирования УУД школьников в частности.
Цель модуля: рассмотреть концептуальные основы и технологии развития УУД обучающихся в урочной и внеурочной деятельности по иностранным языкам на этапе начального и основного общего образования в рамках креативной иноязычной образовательной среды в условиях реализации ФГОС начального общего образования (НОО) и основного общего образования (ООО).
Задачи модуля:
1.    Содействовать изучению учителями ИЯ основных положений ФГОС НОО и ООО.
2.    Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности учителей ИЯ по вопросам развития УУД у обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО.
3.    Раскрыть значение креативной иноязычной образовательной среды для развития личностного, интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
Категория обучаемых: учителя иностранных языков общеобразовательных учреждений
Объем модуля – 36 часов

Результат обучения:
Слушатели будут знать:
•    основные концептуальные положения ФГОС НОО и ООО;
•    состав, функции, методы, средства, инструменты развития УУД для НОО и ООО;
•    требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения основной образовательной программы НОО и ООО;
•    концептуальные основы системно-деятельностного подхода;
•    основные условия создания креативной образовательной среды в урочной и внеурочной деятельности по ИЯ;
•    технологии развития коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных УУД у учащихся в урочной и внеурочной деятельности по иностранным языкам в рамках креативной иноязычной образовательной среды;
•    этапы исследовательской деятельности педагога как важное условие готовности к инновациям в рамках реализации ФГОС;
•    основные требования к методической разработке как продукту исследовательской деятельности педагога;
•    критерии результативности современного урока иностранного языка и способы его проектирования в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО;
•    эффективные приемы технологии развития творческой деятельности, технологии «Языковой портфель», обучения в сотрудничестве, исследовательского метода обучения, метода проектов, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, здоровьсберегающих технологий, технологии мастерских;
•    основы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по иностранным языкам как средства развития УУД.

Слушатели будут уметь:
•    использовать эффективные приемы, методы и технологии развития коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных УУД у учащихся в рамках креативной иноязычной образовательной среды;
•    формировать компоненты учебной деятельности учащихся: целеполагания, контроля и оценки, мотивации, рефлексии;
•    использовать современные образовательные технологии: технология обучения в сотрудничестве, технология развития творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, здоровьесберегающие, проектные и ИКТ-технологии в процессе обучения ИЯ;
•    моделировать урок иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС;
•    разрабатывать технологическую карту урока ИЯ;
•    проводить самоанализ урока ИЯ в соответствии с требованиями ФГОС;
•    организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся;
•    организовать собственную исследовательскую деятельность с целью обобщения опыта в форме доклада, статьи, методической разработки;
•    организовать внеурочную деятельность учащихся по ИЯ в рамках спецкурсов, кружков, летнего лингвистического лагеря;
•    использовать региональный компонент в урочной и внеурочной деятельности по иностранным языкам;
•    использовать технологию «Языковой портфель» в качестве оценки результатов освоения учащимися основной образовательной программы по иностранным языкам.

Формы проведения занятий
•    лекция
•    психологический тренинг
•    мастер-класс
•    открытый урок
•    ролевая игра
•    обучающий семинар
•    обучение по станциям
•    круглый стол по вопросам развития УУД учащихся на этапе НОО и ООО.
Примерный перечень вопросов для обсуждения на круглом столе (темы для выступления):
•    Повышение качества обучения иностранным языкам через использование современных образовательных технологий и ИКТ.
•    Эффективные формы организации учебно-познавательной коммуникативной деятельности по обучению иностранным языкам.
•    Методические приемы и технологии развития УУД на уроках иностранного языка.
Содержание и формы итоговой аттестации:
•    письменный зачет

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению работы организации?