610020, Киров ул. Профсоюзная 41 а
+7 (8332) 41-77-11

«ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ОБРАЗОВАНИИ»

«ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ОБРАЗОВАНИИ»
(для педагогов всех категорий)

Автор программы: Матанцева Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук,
доцент кафедры общей и специальной психологии ВятГГУ

Содержание модуля «Основы специальной психологической помощи в образовании»  направлено на формирование знаний и умений, необходимых для выполнения трудовых функций: «Психологическое просвещение субъектов образовательной деятельности в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» B/01.6; «Психологическая коррекция развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся,  испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ» В/04.7; «Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями  здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» В/05.7, входящих в Профессиональный стандарт педагога-психолога (психолога в сфере образования). Научной основой для построения  модуля являются положения отечественной дефектологии об объективных законах психического развития нормального и аномального ребёнка, основы которых заложены в теории культурно-исторического развития высших психических функций  Л.С.Выготского, а также теория личностно-ориентированного образования.
Программа базируется на применении деятельностного подхода в обучении. Это позволяет слушателю использовать полученное знание самостоятельно как в отношении себя, так и в отношении других людей, то есть усвоение психолого-педагогических знаний выступает средством формирования профессиональной культуры специалиста в целом.
Организация изучения учебного модуля  опирается  на знания, умения и мировоззренческие представления о развитии, механизмах функционирования человеческой психики, которые получили слушатели в процессе получения основного высшего образования.
Знания и умения, полученные  в ходе освоения данного модуля, будут  использованы в практической деятельности социальных педагогов, психологов, классных руководителей, администрации при организации сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, что повысит эффективность учебно-воспитательной работы в целом.
Цель программы: дать необходимые знания и умения для выполнения трудовых действий: «Психологическое просвещение субъектов образовательной деятельности в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» В/01.6; «Психологическая коррекция  поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся,  испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ» В/04.7; «Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями  здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ» В/05.7
Категория обучаемых: педагоги различных специальностей.
Объем модуля: 24 часов.
Результат обучения:
•    слушатели будут знать: закономерности отклоняющегося развития как основание психолого-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья; методологические основы коррекционно-развивающей и диагностической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья;  требования к учёту закономерностей отклоняющегося развития в образовательной деятельности, психолого-педагогические особенности категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, их особые образовательные потребности и условия реализации в образовательной деятельности.
•     слушатели будут уметь: планировать и осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья,  осуществлять технологию проведения углублённого психолого-педагогического обследования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; организовывать мероприятия по индивидуальному сопровождению ребёнка с овз в образовательном учреждении, разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут .
Формы итоговой аттестации: написание реферата.
Данная форма работы рекомендуется для слушателей, которые хотят глубже изучить тот или иной аспект профессиональной деятельности.
Из предлагаемого перечня тем рефератов предоставляется возможность выбрать одну или предложить свою в соответствии с профессиональными интересами в контексте модуля.
При написании реферата слушатель должен не только показать знание конкретных вопросов профессиональной деятельности, но и продемонстрировать умение работать с учебной и научной литературой по изучаемой проблеме, анализировать, обобщать и систематизировать материал, делать выводы. Реферат не должен носить исключительно компилятивный характер; в процессе его создания у слушателя формируется собственная позиция по исследуемой проблеме, которая излагается им в своей работе.

 

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению работы организации?