Рабочая программа модуля «ФОРМИРОВАНИЕ УУД У УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС» (для учителей всех учебных предметов)
Цель модуля — обеспечить теоретико-методологическую, дидактическую и практическую подготовку педагогов по формированию у учащихся УУД как основы реализации ФГОС. Актуализировать знания учителей о УУД. Подготовить учителя к разработке заданий, педагогических ситуаций, способствующих формированию УУД. Систематизировать и представить перечень действий учителя по формированию УУД на уроках. Систематизировать и представить перечень действий обучающихся по овладению УУД на уроках. Рассмотреть приемы формирования УУД на уроках в школе. Подготовить педагогов к педагогическому проектированию универсальных учебных действий.
Необходимость формирования универсальных учебных действий отражена в требованиях ФГОС в личностных и метапредметных результатах освоения основных образовательных программ всех уровней образования. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности.
К функциям универсальных учебных действий относится обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям образования выделяют четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Эффективность введения и реализации ФГОС зависит, главным образом, от готовности педагогов к организации педагогического процесса в новых условиях. Необходимо подготовить учителей к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС, к изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Цель модуля — обеспечить теоретико-методологическую, дидактическую и практическую подготовку педагогов по формированию у учащихся УУД как основы реализации ФГОС. Актуализировать знания учителей о УУД. Подготовить учителя к разработке заданий, педагогических ситуаций, способствующих формированию УУД. Систематизировать и представить перечень действий учителя по формированию УУД на уроках. Систематизировать и представить перечень действий обучающихся по овладению УУД на уроках. Рассмотреть приемы формирования УУД на уроках в школе. Подготовить педагогов к педагогическому проектированию универсальных учебных действий.
Объем модуля – 16 часов.
Результат обучения:
слушатели будут знать:
• место и роль УУД в образовательных стандартах и учебной программе, проблемы их формирования на уроках;
• элементы методики формирования УУД на уроках;
• как обозначить цели и планы дальнейшей реализации полученных результатов;
• специфику УУД в новых образовательных стандартах и с позиций научной школы человекосообразности;
• специфику собственного учебного предмета с позиций формирования УУД;
• суть понятий и назначение универсальных учебных действий (УУД);
— методы, приемы, типы заданий, с помощью которых формируются УУД;
• виды и функции УУД;
• состав каждого из видов УДД;
слушатели будут уметь:
• применять наиболее эффективные методы и формы организации урочной и внеурочной деятельности учащихся с целью развития УУД;
• разрабатывать элементы системы формирования УУД: комплект деятельностных заданий, конспект урока;
• разработать самостоятельно систему заданий по формированию УУД обучающихся на уроках по своему предмету;
• планировать формирование УДД на уроках;
• подбирать и составлять задания, направленные на формирование универсальных учебных действий.