Рабочая программа «Развитие креативности учащихся» (для учителей всех учебных предметов). Цель программы модуля: Дать обучаемым необходимые знания для того, чтобы они могли самостоятельно выявлять талантливых школьников и готовить их для успешного участия в олимпиадах и других внеурочных интеллектуальных состязаниях.
В современном мире, в век бурного развития информационных технологий и активного использования их школьниками, трансформируется роль учителя в системе образования. Сегодня школьник в любой момент может посмотреть необходимую ему информацию в Интернете. С одной стороны, это играет отрицательную роль – нередко приводит к тому, что у учащегося снижаются познавательные интересы (зачем что-либо запоминать, узнавать новое, если всегда можно «спросить у Яндекса») и атрофируется способность анализировать, решать нестандартные задачи без сторонней поддержки.
С другой стороны, у вседоступности знаний есть и положительная сторона. Сегодня действительно заинтересованному ученику достаточно дать ряд методик для понимания и анализа информации, условно говоря, научить «думать», обозначить траекторию развития, а необходимую «фактуру» он уже может набрать самостоятельно. Таким образом, учитель должен не просто транслировать информацию, но и учить её обрабатывать, понимать, использовать, в том числе, и вне стандартных, шаблонных условий.
Но как же заинтересовать учеников? Особенно, если предмет, условно говоря, не основной в программе, и у учащихся нет такого стимула к его изучению, как необходимость подготовиться к ЕГЭ?
Развитию познавательных интересов школьников, выявлению одаренных детей способствуют внеурочные интеллектуальные состязания, в частности олимпиады.
Подготовка к олимпиадам – эффективная образовательная форма, развивающая интерес к предмету, расширяющаяся кругозор и повышающая самостоятельность школьника в обучении и развитии.
Олимпиады играют значимую роль не только в обучении, но и в воспитании. Они отчасти «открывают дверь во взрослую жизнь». Во-первых, интеллектуальные состязания создают неповторимую конкурентную среду, которой способному учащемуся не хватает в рамках образовательного учреждения и которая выступает своеобразной подготовкой к соперничеству во взрослой жизни. Кроме того, олимпиады становятся площадками для общения одаренных учащихся, как друг с другом, так и с педагогами других образовательных учреждений и вузов, задействованных в проведении состязаний.
Таким образом, для современного учителя умение готовить учащихся к участию в олимпиадах и других интеллектуальных состязаниях – это не экзотические навыки, требующиеся в редких, исключительных случаях при наличии среди учащихся вундеркиндов, а необходимая способность, необходимая для реализации еще одной, эффективной формы работы со школьниками.
Цель программы модуля:
Дать обучаемым необходимые знания для того, чтобы они могли самостоятельно выявлять талантливых школьников и готовить их для успешного участия в олимпиадах и других внеурочных интеллектуальных состязаниях.
Объём модуля: 20 часов
Результат обучения:
А) Слушатели будут знать:
• Методики диагностирования, выявляющие общие и определенные способности школьников к предмету
• Способы повышения восприимчивости школьников к обучению
• Способы развития познавательных интересов школьников
• Методы интенсивного получения информации
• Типологию интеллектуальных заданий
• Алгоритмы, подходы и стратегии решения нестандартных задач и заданий повышенной сложности
• Способы систематизации тематического материала
Б) Слушатели будут уметь:
• Создавать развивающую среду, стимулирующую любознательность учащихся
• Распознавать признаки одаренности, выявлять способных к нестандартному мышлению школьников
• Самостоятельно разрабатывать нестандартные задания, аналогичные олимпиадным, для тренировки школьников и разрабатывать гибкую и объективную систему оценивания для них
• Стимулировать и сопровождать самостоятельное обучение школьников
• Оказывать психологическую помощь будущим участникам ол